Ламбрекены — история возникновения
Общие сведения о ламбрекенах
Ламбрекен (фр. lambrequin) — это декоративный горизонтальный элемент, мягкой или жесткой конструкции, оформляющий верхнюю часть, оконного проёма, двери или арки. Наличие ламбрекена на окне наряду со шторами придаёт ему завершённый вид. Помимо эстетической функции ламбрекены маскируют карнизы и горизонтальные откосы окон, зрительно корректируют размер помещения и высоту потолков, а также защищают комнату от сквозняков или излишних солнечных лучей.
Ламбрекены широко используются в большинстве классических и ряде современных интерьеров, а, следовательно, имеют богатую историю.
Первые ламбрекены
Предком современного ламбрекена можно считать широкий деревянный карниз над оконным проёмом, украшенный резьбой и окрашенный красками растительного происхождения, изготовленный в XV веке резчиком по дереву Леруа Шери из Парижа. Далее возникли ламбрекены из алебастра и камня, которые использовались сначала для украшения соборов и церквей. Позднее они появились в домах аристократов, причем служили поначалу украшением кровати, являя собой деревянную резную основу под балдахин с тканью.
Тканевые ламбрекены эпохи Ренессанса
С наступлением эпохи Возрождения возникла идея использовать в качестве ламбрекена ткань вместо дерева. В конце XV века рыцари в крестовых походах спасались от жары, покрывая шлемы кусками роскошных тканей, конфискованных у сарацин. Затем эти ткани попали в Европу. Ламбрекены из тканей стали использоваться даже при оформлении палаток рыцарских турниров, попон боевых коней.
Если первые деревянные ламбрекены служили основой под балдахин, то более поздние тканевые служили непосредственно балдахинами, которые закреплялись над кроватью и служили украшением спален. Именно кровать тогда была самым ценным предметом в доме, поэтому представители знати богато украшали её, демонстрируя свой статус.
Ткани того времени имели гладкое плетение и производились из шёлка, шерсти или хлопка. Развитие новых способов ткачества привело к появлению бархата и парчи, а хлопковые ткани стали украшаться ручным набивным рисунком с крупными цветочными узорами.
Первые ламбрекены, украшающие окна, дверные проёмы и арки, были гладкими без драпировки, их декорировали аппликацией, вышивкой шёлком, бахромой, витыми шнурами, по краям размещались фестоны.
Портьеры с ламбрекенами эпохи Ренессанса помогали создавать приватность помещений, защищали от лишних звуков и сквозняков. Зачастую они размещались вместо дверей.
Уже к концу Ренессанса ламбрекены и карнизы разнообразных форм становятся украшением окон, процесс создания ламбрекенов приравнивается к искусству, пик которого приходится на стиль барокко.
Ламбрекены в эпоху Барокко
Стиль барокко (ит. Barocco – вычурный, причудливый), сформировался в искусстве в конце XVI в. и достиг своего расцвета в XVII в., когда на французском троне правил Людовик XIV. Дизайн штор и ламбрекенов изменился. В моду вошли обильные драпировки, банты, кисти, шнуры, золотая фурнитура и яркие цвета: синие, жёлтые и красные оттенки.
Плотные бархатные шторы оформлялись пышными богатыми ламбрекенами из жёсткой ткани, выкроенной фигурно и украшенной по краям декоративными элементами: галуном, бисером, декоративной тесьмой. Плоские шнуры и тесьма, бахрома с кисточками и сутаж из тонких шёлковых нитей обрамляли края тканых полотнищ.
Ламбрекены эпохи Рококо
Величественный и роскошный барокко сменился в XVIII веке утончённым рококо, обильно использующим в отделке интерьеров завитки различных конфигураций.
Шторы шились из легких тканей светлых тонов без отделки, поэтому ламбрекенам отводилась главная роль в декорировании окон. Для стиля рококо характерны нежные цветочные композиции в виде гирлянд, шелковые ленты, легкие воланы и воздушные складки из струящихся тканей. В это время украшение кроватей уходит на второй план, весь шик текстильного декора переходит на окна. Стиль рококо продержался в дизайне всего три десятилетия, сменившись более сдержанной классикой.
Ламбрекены эпохи Классицизма
Классицизм, господствующий в конце XVIII – начале XIX вв., возвратил оформление интерьеров к идеалам античности. В дизайне преобладают строгие линии, идеальные пропорции. Появляются новые ткани — парча, жаккард, муар, кисея. Более распространённым становится бархат, расширяется цветовая палитра. Шторы и ламбрекены изготавливаются из тканей, в основном, пастельных тонов. Шторы изысканно закрепляются подхватами и витыми шнурами.
Тканевые ламбрекены в эпоху классицизма несколько упрощаются, являя собой гладкую полосу ткани, украшенную бахромой. В этот же период стали использоваться шторы вообще без ламбрекена.
Ламбрекены периода классицизма чаще использовались жесткие – либо деревянные обтянутые тканью, либо резные. Первый ламбрекен, украшенный сложной изящной резьбой, изготовил английский мастер-краснодеревщик Томас Чиппендейл. По своей сложности и изысканности он в разы превосходил прообраз ламбрекена парижанина Леруа Шери.
Ламбрекены эпохи Ампир
Поздний классицизм трансформировался в стиль ампир, родоначальником которого явился император Наполеон Бонапарт. В России стиль был распространен при Александре I. Шторы и ламбрекены изготавливались из тканей пурпурного, бордового, розового, синего, белого, шафранового и зеленого цветов. Широко использовалась позолота и тяжёлая бахрома.
В интерьерах утвердился дух военных походов – на карнизах появились лепные лавровые венки, императорские орлы, наконечники в виде копий. Ламбрекены нередко имели форму украшенного кисточкой башлыка, аналогично капюшону на офицерской шинели. Продолжали использоваться жёсткие ламбрекены, украшенные резьбой. Дворцы и усадьбы украшались колоннами, пилястрами, триумфальными арками. В интерьерах получила широкое развитие асимметрия.
Ламбрекены эпохи Модерн
В последнем десятилетии XIX века стиль ампир сменился модерном, утвердившемся в интерьерной моде на последующие сорок лет. В моду вошли плавные извилистые линии, растительные орнаменты. Асимметрия получила дальнейшее развитие.
На ламбрекенах приветствовалась драпировка, ткани для них чаще использовались с цветочным узором, либо однотонные контрастные шторным полотнам.
Ламбрекены стиля эклектика
На рубеже XIX – ХХ вв. повсеместно происходили смешения стилей, в результате возник стиль эклектика, основой которого послужил классицизм с элементами этнических культур. Шторы в эклектике чаще шьются классического фасона, могут иметь крупный узор, а в ламбрекенах преимущественно используются этнические нотки – широко используются буфы и оборки.
Ламбрекены стиля арт-деко
В начале ХХ века на смену модерну пришел арт-деко, предложивший новое оформление интерьеров. Для ламбрекенов этого стиля характерно использование плотной рельефной или ворсовой ткани. Шторы выполнялись зачастую с золотистой отделкой, крупными орнаментами, в том числе геометрическими. В интерьерах появился чёрный цвет в сочетании с белым, оранжевым, или золотым. Характерными цветами стиля также являются изумрудный, фиолетовый.
Ламбрекены в современных стилях
Сегодня в интерьерах существуют самые разнообразные стили, как исторические, указанные выше, так и появившиеся сравнительно недавно. Шторы могут быть как с ламбрекенами, так и без них. Если в дизайне интерьера присутствует подвесной потолок, ламбрекены не используются, так как штора крепится на потолочный карниз, скрытый в нише.
В ХХ веке в провинции зародился стиль кантри, или сельский стиль, имеющий свои особенности в разных странах. Именно в этом стиле впервые появилось декорирование окон только ламбрекеном вообще без штор, что очень часто применялось на небольших кухнях. Хотя в стиле кантри используются более грубые ткани, удачно подобранная фактура или расцветка, оживляет даже самый непритязательный интерьер.
Ламбрекены без штор применяются и в некоторых других стилях, например, восточном.
Шторы с ламбрекенами с глубокими и разнообразными драпировками – частые атрибуты стиля бохо.
Римские шторы в современных интерьерах также могут дополняться ламбрекенами — жёсткими бандо или мягкими с заутюженными складками.
Горизонтальные и вертикальные бандо могут применяться также в стилях лофт и хай-тек, подчеркивая геометрию пространства.
Вертикальные бандо могут заменить тяжелые боковые шторы, зрительно увеличивая высоту потолков.
Ламбрекены с заутюженными складками нередко используются в минималистских интерьерах.
Современные ламбрекены могут быть асимметричными, свисающими на одну сторону.
Новейшие технологии лазерной резки позволили создавать ажурные ламбрекены, выполняемые из плотной двухслойной ткани или даже натуральной кожи. Шторы с ажурными ламбрекенами придают свежести практически любым интерьерам.
Современные ламбрекены могут быть как простого кроя, так и сложного, иметь один или несколько слоев, декоративные элементы драпировки типа перекидов, жабо, кокилье, галстуков, колокольчиков, буфов.
При выборе ламбрекена лучше воспользоваться услугами профессионала, который поможет купить ламбрекен, гармонирующий с вашим интерьером.
В нашем салоне Еврошторы вы можете заказать полное оформление окон шторами, ламбрекенами и другими декоративными элементами. Качественное исполнение заказа гарантируется.